Невыученный урок

История США началась с приезда гонимых в Великобритании пуритан . То были люди, которые не смогли жить в своей стране в силу своих убеждений от которых они не желали отказываться. Эта центральная идея продолжила своё существование в самой большой волне иммиграции в США из Европы в 19 веке. В то время Европа была местом, где единственная возможность перестать быть нищим – это получить наследство от родственника; в обществе отсутствовали социальные лифты, этот период хорошо описан Английскими классиками, в обществе отсутствовали механизмы, которые позволяли бы способным, трудолюбивым людям занять достойное место в социальной структуре. В США приезжали люди, которые искали лучшее место для жизни, место где они бы могли реализовать свои мечты и способности, т.е. жить по формуле “много работаешь – гарантированно достигаешь успеха”. Американская государственность основана на идее, в отличие от других стран, существующих на базе единой национальной культуры и/или этнической солидарности. Америка была первым государством, которое полностью использовало человеческий капитал через механизмы конкуренции, Американское общество в этом смысле гораздо более “жесткое”, там действительно отбираются лучшие из лучших. Интересно, что Европа выучила много уроков, которые преподала Америка, и, кстати говоря, в этом и есть важнейшая модернизационная роль США в мировой истории. США показали всему миру ту эталонную идею, которая позволяет использовать максимум из человеческого капитала, весь мир “учился” у США весь последний век. К сожалению, Россия, в силу исторических причин, этот урок пропустила и никак не хочет учить опять же по этим причинам. К сожалению, мы до сих пор воспринимаем США как врага, вместо того, чтобы учиться. В России самый доходный бизнес это “распил”, это условно можно сравнить с Европой в период до “выученного урока”. В свете всего сказанного США в определенном смысле это некий “клапан” и мир до сих пор живет по формуле “устал от предрассудков и не имеешь возможности реализоваться дома – езжай в США”.

Интересно  посмотреть на культуру США. Люди приезжавшие из “закостенелой” Европы искали место лишенное предрассудков, все это превратило США в страну, где функциональность занимает центральное место. Американцы единственная нация в мире, которая лишена каких-либо предрассудков, в их культуру встроена рассудительность и это самое большое благо для любого ученого. Ибо ученый это тот человек, который может без предубеждений, здраво и абстрагировавшись заниматься предметом изучения, это тем более важно, когда мы говорим о социальных науках, таких как экономика и юриспруденция. Я же человек, который хотел бы связать свою жизнь с наукой, вижу в этом невероятное благо для себя.

Среднее общее образование я получал учась в Кадетском корпусе, и я невероятно благодарен родителям, что я имел тот опыт, самое важное, что я приобрел учась там это национальную идентичность. Благодаря хорошему знанию истории я могу очень мотивированно сказать, что я горжусь что я Русский, сейчас наша страна переживает не самый приятный период своего развития,  примитивная экономика, управляемая в ручную, у нас нет “современного” сектора экономики, а экономика это то, что делаем мы каждый день, это наша действительность, результат этого примитивное общество, где группа людей контролирует гигантские куски национального богатства.

Школьного курса достаточно, чтобы понять, что государство в России всю свою историю умело (да и существовало только для этого) лишь перераспределять ресурсы из одного сектора в другой. В случае физической угрозы или угрозы опасного технологического отставания государство приходило и просто забирало у одних для других. Но современное общество это чрезвычайно сложная система с мириадами, взаимодействующими между собой элементами, миллионы малых компаний, для которых надо создавать условия, взаимодействие с общественными организациями, поддержка инноваций и прочее и прочее. К сожалению, государство не может повторить свой перераспределительный трюк снова как раз по причине чрезвычайной сложности современного общества (на прошлом технологическом ветке можно было еще забрать зерно и купить станки, сейчас это просто невозможно сделать). Сегодня государство находится в поиске новой для себя роли, роли, которой еще никогда не приходилось ему играть. Наша нация учится и со скрипом, но все таки начинает выучивать нужные уроки. Я глубоко убежден, что в ближайшие 10-15 лет в России произойдут колоссальные изменения, которые будут представлять невероятный интерес для социальных наук. И я рад, что я нахожусь в гуще событий.

One Reply to “Невыученный урок”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *